-2 °С
Снег
Все новости
Даты
5 Августа 2023, 09:10

У светофора нет каникул

5 августа – Международный день светофора

У светофора нет каникул
У светофора нет каникул

5 августа весь мир отметит Международный день светофора. Слово светофор произошло от русского «свет» и греческого «фор(ос)» и обозначает “несущий свет”. Это устройство предназначено для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных
участников дорожного движения, поездов железной дороги, речных и морских судов.
В Древнем Риме Юлий Цезарь попробовал ввести хоть какие-то Правила дорожного движения, однако эта затея не дала результатов. В Средние века была еще не раз предпринята попытка регламентировать передвижение на улицах, но и тогда ничего не вышло. Основной причиной подобных неудач было то, что, несмотря на любые законы, преимущество проезда всегда оставалось у знати. То есть фактически дворяне и состоятельные граждане во все века стояли выше любых правил передвижения. Нарушая их, они не только подавали дурной пример представителям более низких социальных групп, но и мешали друг другу нормально передвигаться, часто становясь причинами аварий. С изобретением трамваев и автомобилей, а также увеличением их количества, вопрос о необходимости урегулирования их передвижения стал еще более актуальным. И чтобы проще это было сделать, решено было изобрести для этого специализированный прибор, названный впоследствии светофором.
Где и как появился светофор в нашей стране
15 января 1930 года в Ленинграде на углу Невского и Литейного проспектов появился первый в стране светофор. Круглые сигналы трех цветов указывали, когда двигаться, то пешеходам, то автомобилям. Целый год первый светофор прилежно трудился на оживленном ленинградском перекрестке. В конце декабря такой же установили в Москве.
Зеленый огонек на светофоре в СССР был сверху. С 1959 года цветовой ряд стал классическим – зеленый переместился вниз. До появления технической инновации движение транспорта на улицах регулировалось царскими указами, инструкциями городовых и правилами от полиции. Например, Петр I запретил кучерам бить прохожих хлыстами, а императрица Анна Иоанновна велела за несоблюдение скоростного режима «бить кнутом и ссылать на каторгу». В 1911-м установили первые дорожные знаки, а единые ПДД в СССР появились спустя поч-ти тридцать лет после первого ленинградского светофора, в 1959-м. Кстати, слово «светофор» тоже не родилось вместе со светоуказателем. Сначала его называли автомобильным семафором, а в 1932-м обозначение «световой семафор» соединилось в одно слово.
Цвета светофора и их расположение тоже появились не сразу. Поначалу инженеры экспериментировали. Вместо зеленого был синий. Рассматривали вариант с одним указателем желтого цвета, с зеленым сверху, а красным снизу. Цветовой ряд красный – желтый – зеленый утвердился только к 1959 году. Были опыты и с дизайном. Не прижился светофор-часы, где по трехцветному циферблату ходила стрелка.
В 1937 году в Ленинграде появилась еще одна дорожная инновация. Был установлен пешеходный светофор, который вручную включали переходящие дорогу. Автор изобретения – Семен Кацнельсон, выпускник Ленинградского индустриального института (Политехнический университет). Такие светофоры стали популярны и по сей день останавливают поток машин для пешеходов.
Светофоры усложнились по сравнению с первыми. Добавились стрелки, дисплеи, дополнительные секции, поменялась автоматика. Светофоры – надежные помощники в эффектив- ности и безопасности движения. В этом легко убеждаешься, когда хоть один светофор в мегаполисе выходит из строя.
Ещё из особенностей тогдашних Правил дорожного движения, у светофоров, зеленая секция располагалась вверху, а красная внизу. Такое правило сущес-твовало до 1958 года, когда цвета поменяли своё расположение на нынешнее привычное. К тому же в то время светофоры не мигали при смене цветов. Зеленый менялся на желтый не моргая, а после желтого загорался красный. И точно так же красный менялся на желтый (а не как сейчас, когда с красным загорается и желтый), а потом включался зеленый. Мигать мог только ночью дежурный желтый сигнал. Светофоры такого типа, созданные, сразу после войны, сохранялись на улицах, до второй половины 1960-х, а иногда и позднее. Ведь замена светофоров старого типа на новый не была мгновенной.
Следующее поколение дорожных светофоров стало появляться в начале 1960-х. Они отличались от прежних более простой и дешевой конструкцией. Если у прежних светофоров секции представляли из себя объемный корпус кубической формы, то эти получили простую и более легкую форму корпуса и внешне стали напоминать железнодорожные светофоры, но без специального фонового щита, улучшающего восприятие зрения в солнечную погоду. Хотя позднее, такие щиты и белого и черного цвета стали применяться на дорожных светофорах. В это же время усложняются и Правила дорожного движения, требуются дополнительные сигналы, указывающие точное направление движения на перекрестке. Поэтому в этих же типах светофоров появились и дополнительные секции, либо с одной, либо сразу с двух сторон. Такие светофоры просущес-твовали, сравнительно, долго. Замена на следующий, новый тип, началась, примерно, с 1974-75 года и растянулась в разных городах на добрую пятилетку и более. В Ленинграде, например, светофоры образца 1960-х на некоторых улицах сохранялись до середины 1980-х годов.
Очередная смена автомобильных светофоров на более новый тип началась в середине 1970-х. Некоторые из них имели корпус серебристого цвета, а некоторые черный корпус. И только чуть позже ко второй половине 1970-х новые светофоры стали производить, только лишь, с привычным черным корпусом, как выше на рисунке. Они и стали основными светофорами в СССР и СНГ с конца 1970-х и до конца 2000-х годов. Новые светофоры стали, более, мощными, заметными с большого расстояния, с большими лампами и стеклами. Такие светофоры полностью соответствовали требованиям ЕЭК ООН по дорожному движению и Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, подписанной 8 ноября 1968 года и вступившей, окончательно, в силу спустя десять лет.
Современные светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а также датчиков транспортных средств. Устанавливаются они на специальных столбах и опорах на перекрёстках и вдоль автомобильных дорог. Управляет современным светофором компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения согласно постоянно меняющейся дорожной обстановке. При этом датчики движения фиксируют движущиеся по трассе транспортные средства, задавая им ритм езды при помощи световых сигналов.
Ритм жизни с каждым годом увеличивается, а значение регулировщиков возрастает. День ото дня совершенствуется система управления светофорами, их устройство и дизайн для того, чтобы оптимизировать систему движения и транспорта, и пешеходов в городах по всему миру. Так, вместо жёлтого цвета в некоторых странах начали использовать оранжевый, аргументируя это тем, что длина волны, определяющая дальность действия, у оранжевого выше, нежели у жёлтого. Для удобства водителей и пешеходов светофоры оборудуют указательными стрелками, секундомерами, звуковыми сигналами и мигающими эффектами, оповещающими о скором переключении сигнала.
Светофоры будущего
Технология с названием  «Виртуальная стена» станет на пути у тех водителей, которые по тем или иным причинам игнорируют запрещающие сигналы светофора. «Виртуальная стена» представляет собой лазерную завесу с движимыми изображениями, которая перекрывает дорогу на красный свет, превращается в желтый при подготовке к смене сигнала светофора и исчезает, когда можно продолжить движение.
Разноцветная подсветка пешеходов предусматривает, что когда  пешеходы переходят улицу на зеленый цвет, под их ногами горит зеленый круг, на желтый – желтый, а на красный, соответственно, красный. Конечно, это не может задержать нарушителя физически, зато  повлияет на него психологически.
Анимированный фитнесс-светофор –  конструкция с движущимися светодиодными человечками на табло, эти человечки могут показывать людям, собравшимся в ожидании зеленого света светофора, прос-тые физические упражнения, которые можно выполнить здесь и сейчас, чтобы скрасить время ожидания  небольшой зарядкой, полезной для организма.
В современном городе без светофора не обойтись. Без него невозможно перейти улицу или пересечь перекресток на машине. На дорогах может произойти множество аварий и все это только из-за того, что не будет светофора. Светофор говорит участникам дорожного движения, когда можно ехать, а когда нужно стоять и пропускать другие машины и пешеходов. Внешний вид светофора меняется со временем, безусловно, современные светофоры будут менять свой внешний вид дальше.
Праздник светофора – еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь – детям, о необходимости строго соблюдать требования Правил дорожного движения.
По материалам электронных СМИ подготовила
Эльза ИСАНЧУРИНА.

Читайте нас: