+12 °С
WorldSkills Russia
10 Ноября 2023, 10:55

Ученые БГМУ планируют разрабатывать искусственную роговицу

Ученые БГМУ планируют разрабатывать искусственную роговицу

Лаборатория клеточных культур БГМУ Уфимского межвузовского студенческого кампуса разрабатывает прототип роговицы. Как рассказали в лаборатории, для половины всех случаев патологии с роговицей, которые приводят потом к слепоте, единственная возможная помощь – пересадка. Донорский трансплантат в дефиците, в связи с чем на такое лечение образовалась очередь.

— Чтобы понять, как лечить то или иное заболевание, мне, как офтальмологу, всегда приходилось глубоко изучать проблему и причины ее возникновения. Именно поэтому направление клеточных культур привлекло и заинтересовало меня. Исследования, которые мы проводим, помогут решить глобальную проблему офтальмологии – создание искусственной роговицы (внешней стенки глаза). Это очень актуальная и перспективная тема. Поскольку у нас в Уфе очень сильна офтальмология, мы имеем все возможности, чтобы внедрить свои разработки в реальную практику лечения пациентов, — рассказывает старший сотрудник лаборатории клеточных культур Тимур Биккузин.

Лаборатория клеточных культур основана в 2014 году. Основной фокус исследований лаборатории клеточных культур направлен на изучение человеческих клеток для раскрытия патогенеза различных заболеваний, перспектив применения клеток в клинической медицине в качестве биомедицинского клеточного продукта.

Для этого ученые ежедневно занимаются выделением клеток из биообразцов доноров и исследуют их поведение в лабораторных условиях, принимая во внимание то, как они реагируют на те или иные внешние факторы. На основе полученных результатов публикуются статьи, создаются патенты, даются рекомендации для клиницистов. С другой стороны, научные знания, полученные в ходе экспериментальной работы, используются в трасплантологии, являются основой для создания биомедицинских изделий в других лабораториях университета.

Лаборатория клеточных культур ставит целью своей проводить исследования, отвечающие современным требованиям, с использованием молекулярных и клеточных технологий. Штат лаборатории проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, а также экспериментальные разработки по всем направлениям в области медико-биологических наук. Ученые используют такие современные методы исследования как получение первичных культур клеток эукариот (клетки, обладающие ядром), клеточных линий нормальных и опухолевых клеток, культивирование клеток животных и человека, криоконсервацию и размораживание клеток и образцов тканей, ПЦР в реальном времени, электрофорез нуклеиновых кислот и белков, световую и флуоресцентную микроскопию, автоматический сортинг клеток, проточную цитометрию.

Исследовательский процесс лаборатории не ограничивается только изучением и культивацией клеток, ученые занимаются и проектной деятельностью. В связи с чем лаборатория расширяется и в ней появляются новые направления. Так, под шефством лаборатории клеточных культур открылась лаборатория биоинженерии и биопринтинга, планируется открытие лаборатории материаловедения.

За все время существования лаборатории клеточных культур на основе экспериментальной работы исследователи опубликовали более 50 статей в российских и зарубежных научных изданиях, сотрудничали с другими университетами и научными организациями: БашГУ и УГАТУ (нынешний УУНиТ), Институтом нефтехимии и катализа, Уфимским научно-исследовательским институтом глазных болезней, Всероссийским центром глазной и пластической хирургии – Аллоплант, Институтом биохимии и генетики и др.

Справочно. Строительство межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра (НОЦ) осуществляется в рамках федеральной программы по созданию инновационной образовательной среды с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

Источник: https://pravitelstvorb.ru/news/22194/