Родился я девятого мая 1918 года в селе Жохово Челябинской области. Окончил 4 класса школы, а уже в 14 лет пошел работать токарем на военный завод в Уфе (мы переехали в этот город). В 1937 году, в 18 лет, призвали меня, внучек, в ряды Красной Армии. Служил на Украине, недалеко от границы.
Перед самой войной, о которой никто и не догадывался, в нашем батальоне были очередные учения у границ Украины и Польши. Тут и застала нас Великая Отечественная война! «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», – в этих песенных строчках из известного кинофильма «Офицеры» правда жизни. В те роковые годы проклятая война ворвалась почти в каждый дом.
Жуткое, страшное, свинцовое слово: ВОЙНА! Ужас охватывал душу! А я, внучек мой, был командиром отделения минометного взвода (это сухопутные войска мотострелкового батальона). В тяжелых боевых условиях стал я командиром. Для меня это было великим испытанием и проверкой на прочность, так как стукнуло мне тогда всего 23 годочка. Молодой, пацан пацаном! Зелёный совсем…А потому пришлось мне повзрослеть.
Уже с первых дней войны взвод наш отступал. Через месяц попали мы в окружение, и так продолжалось до сентября месяца. Шли по Киевскому направлению через Брянские леса, через Калугу в сторону Москвы. Трудно было, страшно, особенно молодым бойцам. Никто же не готов был к такому повороту! Когда вышли из окружения, началась передислокация. Приехало спецподразделение из НКВД на полуторках (это машины такие грузовые, в кино, наверняка, ты их видел). Солдат было около 500-600. Табельное оружие, зарегистрированное, оставили у солдат, а немецкое оружие заставили нас сдать, хотя солдаты в основном пользовались именно им.
Только машина отъехала с трофейными автоматами, представь себе, из леса показались немецкие танки. Снова мы попали в окружение. Немцы прорвали фронт и пошли дальше. До сих пор перед глазами тот тяжёлый бой: свист пуль, разрывы гранат, душераздирающие крики… – Все смешалось в кромешном грохоте, в дыму, скрежетании танков и криках раненых. Но самое страшное – гибель боевых товарищей…Очень много солдат осталось навсегда лежать на этой земле. Очень много…Но живые шли дальше. Вдруг я почувствовал: что-то теплое стало разливаться по лицу и по телу, и в голове пронеслись слова: «Всё, вот и конец моей недолгой жизни!». Тут и потерял сознание…Оказалось, что был я ранен в голову, а потом-то попал в плен к немцам...
Очнулся, смотрю: тащат меня двое русских солдат. Я так обрадовался, что рядом свои, родные советские люди, что ещё жив! И так сладко мне стало на душе! Я даже, помню, тихонько запел свою любимую песню: «Синенький скромный платочек, падал со спущенных плеч…». А ребятки – то мне и говорят: «Ну молодец, пришел в себя. Ты давай либо иди сам, либо тебя подстрелят». А голова гудит, в ушах адский звон стоит! И только желание жить, вера в спасение и в победу заставили меня набраться сил, встать и идти.
Ровно через неделю, чуть оправившись от ранения, я бежал из плена вместе с товарищами, но, к сожалению, внучек, поймали нас… Было это на территории Польши. Убежать нам помог один очень добросердечный поляк, который положил нас на дно своей лодки и прикрыл сеном (ты знаешь, что он очень рисковал, но все же совершил этот пусть маленький, но подвиг, бесславный подвиг, за что я ему очень благодарен). Лодка проплывала мимо немецких часовых, а моё сердце в тот миг выпрыгивало из груди! Всё обошлось, и оказались мы на другой стороне реки. Поляк – спаситель нас предупредил тогда: «В деревню не заходите!» Но только не послушались мы его (молоды были, самонадеянны) и сделали ошибку. Зашли мы всё-таки в деревню, постучались к одной очень приветливой старушке. Пустила она нас: пожалела, видать. День целый пробыли у нее, даже помогли доброй бабушке переложить печку (приятно было заняться простыми хозяйскими делами, словно и не шла эта страшная война). Под вечер, когда стемнело, решили покинуть деревню. Но не тут - то было…И по сей день передо мной та жуткая картина: стали перелезать через забор, а нас уже поджидают полицаи – немецкие пособники. Одного-то, слава богу, наши ребятки успели всё-таки пристрелить! Очень радовались, что хоть одну нечисть удалось убрать с лица земли! Нас поймали, и снова плен, концлагерь...
Шёл 1945 год. Немцы в панике начали отступать, и концлагерь остался без охраны. Сто человек военнопленных сбежали, в том числе и я. По дороге наткнулись мы на советских солдат, а те отправили нас в комендатуру для выяснения личности каждого. Таков был закон. Затем на поезде отправили нас в Москву, где целый месяц шло следствие. К счастью, мой дорогой внучек, были найдены документы, подтверждающие, что попал я в плен после ранения в голову. Это было спасение! Отпустили меня, и началась мирная жизнь. Было твоему прадеду тогда 27 лет.
После войны жил я в Уфе, работал на 40-м приборостроительном заводе, а потом уехал в Киргизию. В 1952 году переехал в Казахстан. Вот такие странички моей непростой биографии, внучек. Много повидал, много испытал…
Тебе повезло, потому что родился ты в мирное время. И я горжусь, что в этом есть и моя заслуга. Как твой прадед, как участник страшных событий военных лет, обращаюсь к тебе, внук, маленький житель 21 века: храни мир и не теряй память о великом подвиге советского народа! Пом-ни, какой ценой досталась долгожданная Победа! Будь патриотом: люби, охраняй и защищай свою Родину, матушку Россию! Будь добрым, милосердным, отзывчивым, справедливым, честным. Всегда выполняй обещания. Выбери любимое дело (работа должна доставлять радость). Живи в гармонии с природой (это важно для души). Будь благодарным. Люби и уважай своих родителей, люби друзей, люби и врагов, благословляй проклинающих тебя. Стремись к знаниям.
Такими наставлениями хочу закончить своё письмо. Длинное оно у меня получилось… – длиною в жизнь. Не скрою, слеза скатилась по моей щеке… Воспоминания расшевелили мою душу… Дорогой, родной внучек, я знаю, что не получу ответа на письмо, но уверен, что ты всё поймёшь, что тобой можно будет гордиться!
Ранения, холод, голод, нечеловеческие условия на войне, особенно в плену, подорвали моё здоровье. Чувствую, что силы покидают меня…Будем прощаться. Твой дедушка Василий!
P.S. В сочинении использованы факты из биографии участника ВОВ Жук Василия Михайловича (годы жизни 1918 – 2004), прадеда ученика 10 класса средней школы с.Ахметово Максима Жук).
Максим Жук,
обучающийся 10 класса средней школы с.Ахметово.