+17 °С
Дождь
Все новости

Освобождал города и села

Узнав, что я пришла писать о нем как об участнике Великой Отечественной войны, Алексей Владимирович надолго задумался. Куда-то вдаль, сквозь пелену прошлого, умчали его мысли о тех суровых годах. Вспомнил он своего командира-артиллериста, который сейчас радостно смотрит на него с памятного фотоснимка. По лицу пробежала тень переживаний. Ему было тяжело вспоминать.…

Узнав, что я пришла писать о нем как об участнике Великой Отечественной войны, Алексей Владимирович надолго задумался. Куда-то вдаль, сквозь пелену прошлого, умчали его мысли о тех суровых годах. Вспомнил он своего командира-артиллериста, который сейчас радостно смотрит на него с памятного фотоснимка. По лицу пробежала тень переживаний. Ему было тяжело вспоминать.
… Коренного жителя с. Топорнино (Кушнаренково) Алексея Романова в армию призвали 6 июля 1941 года. А до этого в числе других призывников его учили прыгать с парашютом.
Первой станцией, куда направили их отряд, был город Энгельс на реке Волге, где жили немцы. С того места бойцы пешком дошли до места дислокации. Там им в первую очередь пришлось заняться уборкой урожая (все мирное население было эвакуировано), параллельно учились десантироваться с парашютами.
Осенью 1941 года их отправили на фронт, но не довезли. Они остановились на Внуковском аэродроме в 60 километрах от Москвы. Там в казармах солдаты решительно готовились к встрече с врагом. И вот, наконец, в августе 1942 года отряд эшелоном уехал на фронт. Но и в этот раз им не было суждено добраться: состав разбомбили самолеты неприятеля. Было много убитых и раненых. Тех, кто выжил, построили и отправили до Дона. Переправившись через реку, солдаты начали вести боевые действия на станции Клецкой.
Алексея ранило в правую ногу. Благо, кость не была задета, ранение оказалось легким. Пролежав в полевом госпитале полтора месяца, он вернулся в часть, где стал автоматчиком.
Пошел первый снежок, когда бойцов построили и зачитали приказ. Их направили под Сталинград. Там они участвовали в окружении немецких частей, которые были загнаны и оторваны от основных направлений.
Зима стояла суровая, а впереди были Курская дуга, Киев. После взятия Киева пришлось участвовать и в освобождении Житомира. Летом 1943 года нашего земляка ранило в левую ногу, пуля насквозь пробила стопу. В госпитале он пробыл три месяца и потом вновь вернулся в свою часть. Служил в артиллерии, в отделении разведки на передовой.
С боями прошел Польшу, Восточную Пруссию, участвовал при взятии Кенигсберга, в ходе которого были освобождены многие населенные пункты.
В порту Пелау на берегу Балтийского моря у немцев размещалась крепкая база. Взятие этого порта стоило больших потерь.
Вскоре объявили о конце войны. Бойцы пробыли некоторое время в Восточной Пруссии, где текла обычная солдатская жизнь.
6 июля 1946 года Алексея Владимировича демобилизовали. Вернувшись домой, он подлечился в больнице, а в 1947 году поступил на работу в «Заготзерно», где заведовал лабораторией по приему хлеба.
Как-то осенью его по работе направили в г. Уфу. Необходимо было привезти инспектора. В кабинете хлебоуправления сидела девушка – Елизавета Афанасьевна, которая и оказалась тем самым инспектором. Молодые люди подружились, ходили в кино, а вскоре и поженились. Судьба подарила им двоих сыновей.
Только внутренне сильный человек сможет пройти столь опасную дорогу длиной в пять лет. Только сильный будет верить в победу до конца. Таким оказался и Алексей Владимирович Романов.
– Мы сохранили нашу страну для молодых, – говорит он. – Так пусть они будут всегда готовы встать на защиту своей Родины. Это их священный долг.
Здоровья, счастья и долгих лет жизни пожелаем нашему славному бойцу!
Дина ЦЫБУЛЬСКАЯ.
На снимке: А. В. Романов.
Фото из семейного альбома.
(Из газеты «Авангард» №90
от 4.08.2005 г.)
Читайте нас: