+17 °С
Облачно
Все новости
Образование
29 Сентября 2022, 09:35

Они – из учительской династии

Сколько есть в мире профессий – столько и династий. Династии учителей – это особая тема для обсуждения. Это непросто выбор специальностей, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Учительские династии – гордость не только семьи, но и нашей большой страны.Учительство – это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько же терпения, такта, а порой и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию. Когда я узнала, что в школах нашего района работали и работают династии педагогов, посвятивших свою жизнь воспитанию и образованию, то сами собой возникли вопросы: «Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная о всех сложностях работы? Что движет людьми при выборе: особый дар учить, интерес, стремление к самореализации, генетическая предрасположенность, советы старших или что-то другое?». С этими вопросами я обратилась к представителям учительской династии гимназии с.Кушнаренково.

Они – из учительской династии
Они – из учительской династии

Эльмира Файласовна Малунова родилась в семье учителей. Окончила Башкир-ский педагогический институт. Ее педагогический труд насчитывает не одно десятилетие. Она награждена Почётной грамотой Минис-терства образования Республики Башкортостан, такой же Грамотой Министерства Просвещения Российской Федерации.
–Учитель – это больше, чем просто работа, – говорит она. – И если в вашем доме вечером педсовет, все разговоры только о школе, а профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит – это учительская династия, явление драгоценное и необъяснимое…Моё исследование о династии учителей моих родственников сможет показать значимость и необходимость вклада каждого члена педагогической династии моей семьи в будущее нового поколения. Самыми главными учителями в моей жизни были мои родители. Моя мама, Венера Лутфрахмановна, посвятила всю свою жизнь математике.  Она 41 год проработала учителем математики, была «Отличником народного просвещения РФ».
Действительно, Венеру Муллагалиеву, ее уроки с благодарностью, теплотой и с огромной любовью вспоминают выпускники разных лет.
– Как не хватает сейчас ее умных советов, доброй улыбки, понимающих глаз и бесконечных бесед о школе, о жизни в уютном доме за чашкой  вкусного чая с блинами, – продолжает Э.Малунова. – Еще одним моим главным учителем является отец. Файлас Муллагалиев – преподаватель высшего и среднего образования по общественным дисциплинам-политолог. 10 лет проработал первым секретарем Кушнаренковского райкома партии. Как много таланта в нем – он и шахматист, и художник, и поэт, и музыкант. Внуков и правнуков обучил игре в шахматы, виртуозно играет на баяне, поёт и прекрасно станцует любой танец, пишет замечательные стихи. Он всегда учил и учит нас, своих дочерей, внуков и правнуков служить своей Родине и стать достойными людьми. Благодаря кропотливому исследованию наших родителей мы знаем свою родословную до седьмого колена.
Родная сестра Э. Малуновой Миляуша Галлямова тоже продолжает дело родителей, имеет 36-летний стаж воспитателя, педагога по изобразительному искусству. 
–В моей родословной учителя есть и по материнской, и по отцовской линии, – продолжает моя собеседница. –   Общий стаж учительства нашей династии с двух сторон составляет более 500 лет. Таким образом, воспитание детей идет по крови и генетическим корням. Этим я горжусь и уверена в своих силах, знаю, что иду по верному пути.

Учитель… Профессия нужная и очень важная. Все, кто работает учителем, несомненно, любят детей и посвящают любимому делу всю свою жизнь. Вот и Миляуша Рамазанова пошла по стопам своей мамы. Но невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей. На это ещё необходимо и веление души.
– Перелистывая страницы своего детства понимаю, насколько, с самого раннего возраста, мне была близка профессия педагога, – сказала нам при встрече Миляуша Радимовна. – Именно мама научила меня восхищаться учительским трудом. Поэтому вопрос о выборе профессии был однозначен.
– Играя с подружками, я всегда выступала в роли учителя, давала уроки, проверяла тетради, ставила оценки. Так с самых детских лет я понимала, что педагог – это не профессия, а зов сердца, зов крови.
Мама М.Рамазановой, Буляк Закиевна Тукаева, более 30 лет проработала учителем русского языка и литературы. Также была заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Она учила своих подопечных не только русскому языку и литературе, еще и уважать старших и друг друга, с пониманием относиться к окружающим, сопереживать и помогать товарищам, быть нас-тоящими людьми. За многолетний и добросовестный труд была награждена Почётными грамотами и Благодарственными письмами, удостоена звания «Ветеран труда».
– Добросовестный, творческий, бескорыстный труд мамы был всегда перед моими глазами, – говорит Миляуша Радимовна. – Казалось, что иначе и жить невозможно. Только так, до конца, без остатка отдавать себя любимому делу – воспитанию детей!

Социальный педагог Адия Тулякова работает в гимназии с 2017 года. Также здесь работает ее супруг – Фидан Загитович преподаватель-организатор ОБЖ. По словам Адии Венеровны, любовь к профессии педагога ей привила мама, учитель начальных классов этой же гимназии Танзиля Загируллиновна Зарипова, которая на протяжении 40 лет обучала и воспитывала детей. Труд педагога непростой, требует полной отдачи. И хорошо, когда в семье понимают и поддерживают это. Так и ее отец, Венер Фазылгаянович, кстати, тоже проработавший здесь же долгие годы заместителем директора по хозяйственной части, всегда с пониманием относился к работе мамы: к стопкам тетрадей дома на столе, к необходимости срочно, в любое время ехать к ученику, который не пришел в школу, а мама его не вышла на связь, и к многим другим ситуациям, которые всегда присутствуют в жизни педагога.
– Глядя на мамин долгий педагогический опыт работы в школе, понимаю, что главный результат нашего труда не только в качественном обучении детей, их участии в конкурсах, олимпиадах, – говорит Адия Венеровна. – Самый основной и важный результат виден только через года, когда из вчерашних школьников и школьниц вырастают по настоящему достойные люди.

Расима Гильманова – педагог во втором поколении. Ее отец, Хусаинов Анвар Шакирьянович, по окончании Кушнаренковского педагогического училища, начал преподавать в семилетней школе деревни Новоихсаново Чекмагушевского района. Там он познакомился с ее мамой Фанией Султангареевной Хусаиновой (тогда еще Минигуловой), которая приехала по распределению в эту же школу после окончания высшего учебного заведения. Поженившись, молодая пара уехала учительствовать в деревню Чувалкипово Чишминского района. Спустя несколько лет они приехали на работу в наш район: Анвар Шакирьянович в райком КПСС, а Фания Султангареевна в школу-интернат учителем татарского языка и литературы, а затем и русского языка и литературы.
В начале 80-х годов Анвар Шакирьянович перешёл на работу в Кушнаренковскую среднюю школу №2 сначала учителем, а потом уже стал директором. В 90-е годы школу-интернат было решено закрыть, и на ее базе было вновь открыто Кушнаренковское педагогическое училище, куда были приглашены на работу ее родители. Наверное, многие люди нашего села могут отозваться о них, как об очень порядочных, добросердечных высококвалифицированных учителях, которые всегда находили общий язык, как с детьми, так и с их родителями. Конечно, все эти профессиональные и человеческие качества они передали своей дочери. Сегодня гордое имя Учитель с достоинством носит их дочь Расима Анваровна Гильманова.

Педагогические династии – это что-то удивительное. Это и особый образ жизни. Прасковья Николаевна Ворфоломеева – всю жизнь проработала учителем начальных классов. Отличник народного просвещения Российской Федерации беззоветно посвятил себя любимой професии, детям и семье. Счастье для нее – это найти путь в жизни, получать удовольствие от своей востребованности, учиться удивляться и удивлять других. А еще у нее множество благодарных учеников, которые приходят к ней, пишут и звонят. Ведь это самая большая награда для учителя, если тебя не забывают даже спустя десятилетия.
Прасковья Николаевна сумела передать свою любовь к педагогике и своей дочери – Марине Ситдиковой, которая на протяжении 36 лет с удовольствием идет на встречу своих учеников.
– Считаю, что для того, чтобы быть настоящим учителем, нужно непрестанно учиться, шагая в ногу со временем, – говорит Марина Николаевна.

Основателем учительской династии следующей семьи является Флюра Сахибгареева. Начала она свою педагогическую деятельность в Шариповской средней общеобразовательной школе учителем технологии. Затем продолжила работу в Кушнаренковской средней школе №2.
Есть в школе предмет, который остается с нами на всю жизнь. Это единственный предмет, на котором дети делятся по принципу пола, как и положено природой. На нем девочки учатся готовить и шить, наводить чистоту и уют в доме, следить за бюджетом семьи, то есть занимаются тем, из чего в той или иной степени состоит жизнь женщины, – хранительницы очага, хозяйки дома, матери. Все это – технология – предмет, который преподавала Флюра Якуповна.
– Помню в детстве приходила после уроков из начальной школы к маме в кабинет, и тихо проходила в препараторскую, ждала окончания её уроков, – с теплотой вспоминает Гульшат Ахияруллина, преподаватель иностранных языков. – Когда она объясняла предмет, в классе всегда была тишина. Но когда начинались практические занятия класс всегда превращался в пчелиный улей. Она на протяжении многих лет была руководителем районного методобъединения учителей технологии.
Флюру Сахибгарееву ценили и уважали в педагогическом коллективе гимназии. За многолетний и добросовестный труд она награждена Почётными грамотами и Благодарственными письмами, удостоена звания «Ветеран труда». В данный момент на заслуженном отдыхе.
– Учитель – это больше, чем просто работа. Я второй представитель династии, – рассказывает Гульшат Ханифовна. – Каждый человек волен в выборе своей профессии, в моем случае огромную роль сыграл пример близких людей. И я совсем не жалею об этом. Вот уже 16 лет работаю учителем английского языка. Педагог, безусловно, должен обладать высокой гражданской ответственностью и социальной активностью и на личном примере воспитывать эти качества в детях. Я осознаю, что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна не только научить детей премудростям своего предмета, но и сформировать личность ученика, расширить круг его интересов и возможностей. Поэтому я придерживаюсь системно-деятельного подхода в обучении, который позволяет формировать у учащихся личностные и предметные учебные действия.

Ирина Галямова, пришла в профессию учителя осознанно. Ее мама – педагог-психолог. А сама Ирина Владимировна в начале трудовой деятельности работала совсем в другой сфере. Но ее никогда не оставляла мысль о получении высшего педагогического образования.
– Я сама имею первое средне-специальное фармацевтическое образование, – делится своими воспоминаниями И. Галямова. – Во время обучения в педагогическом университете, я думала о том, что эта профессия будет для души, пригодится мне для воспитания собственных детей. Но обстоятельства в жизни сложились таким образом, что меня пригласили работать в школу, где я проходила педагогическую практику. Такой вот был неожиданный, но приятный и радостный поворот в моей жизни. В первые дни боялась не справиться, так как предполагалась работа со старшеклассниками, но я решила попробовать и осуществить свою давнюю мечту. Считаю, что моя профессия очень многое изменила в моей жизни, потому что, работая педагогом, осознаю свой вклад и вклад всех педагогов в целом в наше будущее, будущее нашей страны.

– Я родилась в семье двух замечательных педагогов – Назибы Закареевны Аминовой – учителя татарского языка и литературы и Рафита Кашфулловича Гатауллина – учителя русского языка и литературы, – начала свой рассказ Дина Тухбатуллина. – Дорогие мои родители взрастили в моей душе любовь сразу к двум прекрасным языкам. Поэтому я и закончила факультет татарско-русского отделения БГУ им.40-летия Октября. Я благодарна судьбе, что родилась в такой удивительной семье, где учили тонко чувствовать красоту слова, понимать высокое искусство, уважать такие моральные качества человека как милосердие, человечность, отличать добро от любых проявлений зла, фальш от истины. Золотая поэ-зия Пушкина, Лермонтова, Габдуллы Тукая навсегда оставила неизгладимый след в моей душе. Высказывания великих педагогов Макаренко, Сухомлинского стали для меня смыслом моей профессии. Сильно люблю их и говорю от всего сердца своим родителям в этот светлый праздник “Спасибо!”.

 

Еще один представитель педагогической династии, Лениза Аминева, рассказала о своей семье и о том, как пришла к учительствованию. И в их доме долгие зимние вечера превращались в мини-педсоветы, на которых делились опытом, советовались и принимали решения.
– Первым педагогом в нашей учительской династии, а так же ее основателем была моя мама – Файруза Абдрахманова. После окончания Белебеевского педагогического училища была направлена в д. Султанаево учителем начальных классов. Затем отучилась в Башкирском государственном университете и 40 лет проработала в профессии, за это время её назначали и завучем, и директором, и председателем сельсовета.
Со своими обязанностями Файруза Фаттаховна успешно справлялась. Об этом свидетельствуют многочисленные районные и республиканские награды и поощрения.
Дети любили и уважали свою первую учительницу, потому что ее нельзя не любить и старались во всем на нее походить. Когда объясняла предмет, в классе всегда царила тишина. Дети, затаив дыхание, слушали новый материал, так интересно объяснять могла только она. Могла отвечать на любые вопросы, да так увлекательно, что хотелось спрашивать еще и еще. А как рассказывала сказки, читала стихи! Плюс ко всему очень красиво играла на балалайке.
По стопам матери пошел и старший брат Ленизы – Ильгиз Фанисович. А сама героиня этих строк, Лениза Фанисовна, стала третьим педагогом в династии. В 2003 году окончила Кушнаренковское педагогическое училище. Начала свой трудовой путь в Ахметовской школе учителем музыки.
– Понятие «династия» связано с тружениками, передающими из рода в род своё мастерство, – рассказывает Л.Аминева. – Смогу ли я стать мастером педагогического дела, чтобы не подвести маму? Ведь для меня она – учитель, на которого стоит равняться. Ещё девчонкой, глядя на неё, мне хотелось стать учителем, которого также любили и уважали ученики.
Сейчас есть много интересных современных профессий, но если бы мне снова пришлось бы выбирать, я бы выбрала этот же путь. Сердце моё радуется, когда вижу живые, искрящиеся глаза детей, заинтересованные и счастливые от того, что их, детей, любят, уважают, что им доверяют, с ними советуются и дают возможность самостоятельно делать выводы, заниматься поиском правильного решения проблем. Значит, я все сделала правильно и в выборе профессии не ошиблась.

 

Вот такие разные династии работают в гимназии. И у каждой из них свои традиции, свои секреты успешной педагогической деятельности, которые передаются из поколения в поколение. Одно их всех объединяет – это безмерная любовь к детям! Они творили и творят историю и их по праву можно назвать героическими. Очень радует, что династии учителей продолжаются из поколения в поколение, передаются высокие идеалы добра, гражданского долга, любви и верности профессии.
Айгуль ВАЛЕЕВА.

 

Автор:Айгуль Валеева
Читайте нас: