-3 °С
Снег
Все новости

Память о герое-штурмовике

Память о герое-штурмовикеГалеев Ямиль Сафаргалеевич родился в 1923 г. в деревне Угузево Кушнаренковского района БАССР шестым ребенком в семье. Родители были крестьянами среднего достатка, как и все жители села содержали скот, занимались земледелием. Младший сын в семье Ямиль, успешно окончив 7 классов местной школы, поступил учиться в Кушнаренковское педагогическое училище, которое окончил перед самым началом Великой Отечественной войны. После окончания педучилища был направлен для работы учителем в нынешний Благоварский район, где проработал несколько месяцев, однако в конце 1941 г. вызван в Кушнаренковский райвоенкомат, откуда призван на войну. Как специалист со средним специальным образованием Ямиль Сафаргалеевич был направлен на курсы подготовки младших авиаспециалистов. После окончания курсов Галеев Я.С. был направлен на фронт, где проходил службу в авиационных частях Красной Армии в качестве авиамеханика, авиамоториста, воздушного стрелка. В декабре 1942 г. был переведен в 566-й Солнечногорский Штурмовой авиационный полк и назначен на должность воздушного стрелка. Авиационным полком тогда командовал 43 летний майор Николай Кузмич Домущни. По воспоминаниям генерал-майора авиации, бывшего командира 224 авиационной дивизии М.В. Котельникова, в состав которой входил и 566-й полк, летчики-штурмовики Ил-2 и члены экипажа, как правило, погибали на первых десяти вылетах. По воспоминаниям М.В. Котельникова, потери среди воздушных стрелков были наиболее значительными, особенно летающих на штурмовиках. В отличие от пилота Ил-2, кабина воздушного стрелка была без бронезащиты. Поэтому, единственной его защитой от огня со стороны хвоста, самого опасного направления – была лишь стальная плита толщиной 6 мм. От огня сбоку стрелок не был защищён вовсе. Итогом этого стали большие потери: на одного убитого лётчика Ил-2 приходилось 7 погибших стрелков. Тех стрелков, которые оставались в живых после десяти штурмовок, награждали медалью «За отвагу», после пятнадцати – орденом «Красной Звезды». К марту 1943 г. Ямиль Сафаргалеевич стал более опытным воздушным бойцом, на его счету были десятки боевых вылетов. И ему пока везло, на 19 июля 1943 г. он выполнил 38 боевых вылетов и не получил серьезного боевого ранения. За совершенные подвиги и мастерство при выполнении боевой задачи Ямиль Галеев награждался медалью «За отвагу», в октябре 1942 г. орденом «Красной Звезды», многочисленными благодарностями командования.В нелётные дни Ямил Сафаргалеевич не терял времени зря. Разбирал и смазывал свой тяжелый универсальный авиационный пулемёт УБТ, тренировался в быстроте его перезарядки и прицеливания.В период с февраля по март 1943 г. 566-й авиационный полк принимал участие в Жиздренской операции Красной Армии, а с апреля по июнь, главным образом, выполнял задания по срыву железнодорожных и автомобильных перевозок на линиях Киров – Рословль и Киров – Брянск, работал по уничтожению аэродромов и самолетов противника. Летом 1943 г. полк принимал участие в сражении на Курской дуге, экипажи полка ежедневно выполняли по два-три боевых вылета. С 2 июля 1943 года полк принял активное участие в Орловско-Брянской операции. Во время этих боевых вылетов Галеев Я.С. девять раз успешно отбивал атаки вражеских истребителей от своего самолета и неоднократно отбивал атаку самолетов противника, нападающих на другие советские штурмовики своей группы, в экипажах которых, отсутствовали воздушные стрелки. Таким образом, он обеспечивал возможность экипажам выполнять боевую задачу, поставленную командованием и без потерь возвращаться в родной аэродром.Вот некоторые эпизоды его подвигов при выполнении боевых полетов: 22 февраля 1943 года в ходе бомбежки железнодорожных эшелонов противника в районе станции Ясинок группа наших штурмовиков в составе четырех ИЛ-2 была атакована восемью вражескими истребителями ФВ-190. В районе цели Ямиль Сафаргалеевич, совместно с другими воздушными стрелками, мужественно отражали многократные попытки фашистов нападения на наших штурмовиков. В ходе атаки истребителей противника пулемет Галеева Я.С. отказал. Однако он не растерялся, а проявив максимум находчивости, схватил ракетницу и отстреливался им сигнальными ракетами, вводя в заблуждение противника. Даже в безвыходной ситуации, своими смелыми нестандартными действиями Ямил Сафаргалеевич смог прогнать истребителей неприятеля, сорвал их попытки по уничтожению наших штурмовиков.10 июня 1943 года, в ходе бомбежки военного аэродрома фашистов, расположенного в г. Брянске экипаж командира первой эскадрильи штурмовиков ИЛ-2 героя советского союза капитана Начнева была атакована группой немецких истребителей ФВ-190. Более шести раз фашистские истребители заходили в тыл и яростно атаковали наш экипаж, отстреливая из пушек и пулеметов. Однако прицельный огонь из пулемета Ямиля Галеева не позволяла фашистам приближаться ближе к экипажу и попасть в цель. В ходе боя Галеев Я.С. смог поразить цель и сбил одного из вражеских истребителей ФВ-190. В этом бою пулемет Галеева Я.С. несколько раз отказал. Находясь в экстремальной ситуации под пулями противника, он каждый раз успевал разобрать тяжелое 24-х килограммовое оружие и устранять неисправность пулемета, продолжая отстреливаться отражал атаки фашистов. В ходе четвертой попытки немцев атаковать наш экипаж пулемет Галеева Я.С. окончательно сломался (получил неустранимую задержку). Он вновь проявил отвагу и находчивость, вводя в заблуждение фашистов, отстреливаясь из ракетницы, отогнал немецких истребителей от своего штурмовика.От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, проявленные при этом доблесть и мужество 21 июля 1943 г. Ямиль Галев награжден вторым орденом «Красная звезда». Последнее письмо от Галеева Ямиля Сафаргалеевича с фотографией орденом на груди поступило его матери Мамдуде Хайрелваровне Галеевой в июле 1943 г. В начале августа 1943 года его экипаж не вернулся с боя. Как происходил последний бой экипажа Ямиля Галеева узнали со слов одного из летчиков данного полка, вернувшегося живым после войны. С его слов ночью 2 августа 1943 г. командиру 224-й штурмовой авиационной дивизии Котельникову доставили зашифрованную телеграмму «Весьма срочно». «Жерло» (224-ШАД) «Полковнику Котельникову». «19:15-20.05 2.8.43 г. по дороге Карачев – Хотынец ваши самолеты Ил-2 штурмовали и обстреливали автомашины противника в районах: Калинино – Яковлево – Бугор. Экипажи истребительной дивизии наблюдали, как один штурмовик Ил-2 был подбит огнем зенитной артиллерии противника, загорелся и горящий вышел на дорогу Карачев – Хотынец, при этом продолжал обстреливать автомашины противника. Затем горящий самолет врезался в гущу автомашин фашистов в деревне Яковлево. Наши экипажи отмечают, что экипаж Ил-2 героически погиб». Как было установлено позже – это был штурмовик ИЛ-2 под управлением летчика мл. лейтенанта Канаева И.Г. и воздушного стрелка сержанта Галеева Ямиля Сафаргалеевича. Данное сообщение поступило из штаба 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, летчики которой прикрывали штурмовиков и наблюдали за этим боем. Не на жизнь, а на смерть дрались 20 летние парни экипажа ИЛ-2 и смертью храбрых погибли в этом жестоком бою, по­вторив еще раз бессмертный подвиг Гастелло. Часто не возвращались экипажи тогда с задания, но память об этом подвиге, о герое-штурмовике будет жить вечно писали тогда в фронтовых газетах.Материалы взяты из Архива МО РФ и «Фонда авиационных корпусов и дивизий №2021 (224 ШАД)», оп. 1, д. 7, 14, 85, 89, 90-91.Рауф Даукаев, полковник юстиции в отставке, племянник Галеева Я.С.

Память о герое-штурмовике
Галеев Ямиль Сафаргалеевич родился в 1923 г. в деревне Угузево Кушнаренковского района БАССР шестым ребенком в семье. Родители были крестьянами среднего достатка, как и все жители села содержали скот, занимались земледелием. Младший сын в семье Ямиль, успешно окончив 7 классов местной школы, поступил учиться в Кушнаренковское педагогическое училище, которое окончил перед самым началом Великой Отечественной войны. После окончания педучилища был направлен для работы учителем в нынешний Благоварский район, где проработал несколько месяцев, однако в конце 1941 г. вызван в Кушнаренковский райвоенкомат, откуда призван на войну. Как специалист со средним специальным образованием Ямиль Сафаргалеевич был направлен на курсы подготовки младших авиаспециалистов. После окончания курсов Галеев Я.С. был направлен на фронт, где проходил службу в авиационных частях Красной Армии в качестве авиамеханика, авиамоториста, воздушного стрелка. В декабре 1942 г. был переведен в 566-й Солнечногорский Штурмовой авиационный полк и назначен на должность воздушного стрелка. Авиационным полком тогда командовал 43 летний майор Николай Кузмич Домущни. По воспоминаниям генерал-майора авиации, бывшего командира 224 авиационной дивизии М.В. Котельникова, в состав которой входил и 566-й полк, летчики-штурмовики Ил-2 и члены экипажа, как правило, погибали на первых десяти вылетах. По воспоминаниям М.В. Котельникова, потери среди воздушных стрелков были наиболее значительными, особенно летающих на штурмовиках. В отличие от пилота Ил-2, кабина воздушного стрелка была без бронезащиты. Поэтому, единственной его защитой от огня со стороны хвоста, самого опасного направления – была лишь стальная плита толщиной 6 мм. От огня сбоку стрелок не был защищён вовсе. Итогом этого стали большие потери: на одного убитого лётчика Ил-2 приходилось 7 погибших стрелков. Тех стрелков, которые оставались в живых после десяти штурмовок, награждали медалью «За отвагу», после пятнадцати – орденом «Красной Звезды». К марту 1943 г. Ямиль Сафаргалеевич стал более опытным воздушным бойцом, на его счету были десятки боевых вылетов. И ему пока везло, на 19 июля 1943 г. он выполнил 38 боевых вылетов и не получил серьезного боевого ранения. За совершенные подвиги и мастерство при выполнении боевой задачи Ямиль Галеев награждался медалью «За отвагу», в октябре 1942 г. орденом «Красной Звезды», многочисленными благодарностями командования.
В нелётные дни Ямил Сафаргалеевич не терял времени зря. Разбирал и смазывал свой тяжелый универсальный авиационный пулемёт УБТ, тренировался в быстроте его перезарядки и прицеливания.
В период с февраля по март 1943 г. 566-й авиационный полк принимал участие в Жиздренской операции Красной Армии, а с апреля по июнь, главным образом, выполнял задания по срыву железнодорожных и автомобильных перевозок на линиях Киров – Рословль и Киров – Брянск, работал по уничтожению аэродромов и самолетов противника. Летом 1943 г. полк принимал участие в сражении на Курской дуге, экипажи полка ежедневно выполняли по два-три боевых вылета. С 2 июля 1943 года полк принял активное участие в Орловско-Брянской операции. Во время этих боевых вылетов Галеев Я.С. девять раз успешно отбивал атаки вражеских истребителей от своего самолета и неоднократно отбивал атаку самолетов противника, нападающих на другие советские штурмовики своей группы, в экипажах которых, отсутствовали воздушные стрелки. Таким образом, он обеспечивал возможность экипажам выполнять боевую задачу, поставленную командованием и без потерь возвращаться в родной аэродром.
Вот некоторые эпизоды его подвигов при выполнении боевых полетов: 22 февраля 1943 года в ходе бомбежки железнодорожных эшелонов противника в районе станции Ясинок группа наших штурмовиков в составе четырех ИЛ-2 была атакована восемью вражескими истребителями ФВ-190. В районе цели Ямиль Сафаргалеевич, совместно с другими воздушными стрелками, мужественно отражали многократные попытки фашистов нападения на наших штурмовиков. В ходе атаки истребителей противника пулемет Галеева Я.С. отказал. Однако он не растерялся, а проявив максимум находчивости, схватил ракетницу и отстреливался им сигнальными ракетами, вводя в заблуждение противника. Даже в безвыходной ситуации, своими смелыми нестандартными действиями Ямил Сафаргалеевич смог прогнать истребителей неприятеля, сорвал их попытки по уничтожению наших штурмовиков.
10 июня 1943 года, в ходе бомбежки военного аэродрома фашистов, расположенного в г. Брянске экипаж командира первой эскадрильи штурмовиков ИЛ-2 героя советского союза капитана Начнева была атакована группой немецких истребителей ФВ-190. Более шести раз фашистские истребители заходили в тыл и яростно атаковали наш экипаж, отстреливая из пушек и пулеметов. Однако прицельный огонь из пулемета Ямиля Галеева не позволяла фашистам приближаться ближе к экипажу и попасть в цель. В ходе боя Галеев Я.С. смог поразить цель и сбил одного из вражеских истребителей ФВ-190. В этом бою пулемет Галеева Я.С. несколько раз отказал. Находясь в экстремальной ситуации под пулями противника, он каждый раз успевал разобрать тяжелое 24-х килограммовое оружие и устранять неисправность пулемета, продолжая отстреливаться отражал атаки фашистов. В ходе четвертой попытки немцев атаковать наш экипаж пулемет Галеева Я.С. окончательно сломался (получил неустранимую задержку). Он вновь проявил отвагу и находчивость, вводя в заблуждение фашистов, отстреливаясь из ракетницы, отогнал немецких истребителей от своего штурмовика.
От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, проявленные при этом доблесть и мужество 21 июля 1943 г. Ямиль Галев награжден вторым орденом «Красная звезда». Последнее письмо от Галеева Ямиля Сафаргалеевича с фотографией орденом на груди поступило его матери Мамдуде Хайрелваровне Галеевой в июле 1943 г. В начале августа 1943 года его экипаж не вернулся с боя. Как происходил последний бой экипажа Ямиля Галеева узнали со слов одного из летчиков данного полка, вернувшегося живым после войны. С его слов ночью 2 августа 1943 г. командиру 224-й штурмовой авиационной дивизии Котельникову доставили зашифрованную телеграмму «Весьма срочно». «Жерло» (224-ШАД) «Полковнику Котельникову». «19:15-20.05 2.8.43 г. по дороге Карачев – Хотынец ваши самолеты Ил-2 штурмовали и обстреливали автомашины противника в районах: Калинино – Яковлево – Бугор. Экипажи истребительной дивизии наблюдали, как один штурмовик Ил-2 был подбит огнем зенитной артиллерии противника, загорелся и горящий вышел на дорогу Карачев – Хотынец, при этом продолжал обстреливать автомашины противника. Затем горящий самолет врезался в гущу автомашин фашистов в деревне Яковлево. Наши экипажи отмечают, что экипаж Ил-2 героически погиб». Как было установлено позже – это был штурмовик ИЛ-2 под управлением летчика мл. лейтенанта Канаева И.Г. и воздушного стрелка сержанта Галеева Ямиля Сафаргалеевича. Данное сообщение поступило из штаба 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, летчики которой прикрывали штурмовиков и наблюдали за этим боем. Не на жизнь, а на смерть дрались 20 летние парни экипажа ИЛ-2 и смертью храбрых погибли в этом жестоком бою, по­вторив еще раз бессмертный подвиг Гастелло. Часто не возвращались экипажи тогда с задания, но память об этом подвиге, о герое-штурмовике будет жить вечно писали тогда в фронтовых газетах.
Материалы взяты из Архива МО РФ и «Фонда авиационных корпусов и дивизий №2021 (224 ШАД)», оп. 1, д. 7, 14, 85, 89, 90-91.
Рауф Даукаев,
полковник юстиции в отставке, племянник Галеева Я.С.

Читайте нас: