Нацпроекты. Образование
Российские учреждения профессионального образования смогут готовить специалистов для экономики будущего, если появится возможность менять набор занятий и формировать для студентов образовательные траектории, основанные на реальных запросах предприятий, считает руководитель образовательного фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.
Президент РФ Владимир Путин в четверг на совместном расширенном заседании президиума Государственного совета и Совета при президенте по науке и образованию выступил за изменение образовательных стандартов, чтобы они соответствовали потребностям сегодняшнего дня. По его словам, "надо разрешить вузам с учетом запросов студентов, потребностей регионов самостоятельно формировать профили обучения, в том числе в рамках так называемых коротких образовательных программ, чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию, например, навыки предпринимательской деятельности". Президент подчеркнул, что образовательные стандарты должны также совершенствоваться в колледжах и техникумах.
"На уровне профессионального образования необходима реальная возможность менять образовательную траекторию, получать дополнительную смежную квалификацию. Для этого, конечно же, необходим обоснованный кадровый запрос. Он должен быть понятен и тем, кто учится, и тем, кто учит. Именно в соответствии с ним должны обновляться образовательные программы всех уровней, готовя студентов не к вчерашней и даже не к сегодняшней, а к завтрашней экономике", - сказала Шмелева на заседании.
По ее словам, именно из-за такой потребности все более востребованными становятся отдельные модули, которые позволяют получить дополнительные знания и навыки параллельно с классической образовательной программой. Фактически они обеспечивают междисциплинарное образование.
Однако, подчеркнула она, такие модули "ни в коем случае не могут подменять фундаментальное образование в области математики, русского языка, естественных и социальных наук". "Но мы считаем, что наши университеты должны стать дружелюбнее к студентам, давая возможность индивидуального обучения и выбора своей образовательной траектории, устанавливая баланс между работой с педагогом и самостоятельным обучением, фундаментального образования и практических компетенций", - добавила Шмелева.
Также она отметила, что в России, учитывая огромную территорию страны, необходимо постоянно развивать образование и масштабировать успешный опыт. "Необходима целая сеть хороших университетов, научных центров, передовых региональных экосистем, соединенных единством цели и научных образовательных подходов, методиками, программами и преподавателями, тесно связанными с будущими работодателями и ориентированными на нужды регионов. Только на базе таких систем можно обеспечить самореализацию каждого человека, независимо от места его жительства. И тогда вуз будет выбираться не из принципа "где я буду учиться", а из принципа "где я буду работать". Роль региона и работодателя в этом становится ключевой", - уверена эксперт.