Напроекты. Цифровая технология
Как рассказал главный аудитор Банка России Валерий Горегляд, ожидания существенного вклада национальных проектов в экономический прорыв и решение социальных задач государства пока не реализованы. "Эффект по истечении 2019 года для экономики от нацпроектов и от тех трат, которые мы понесли, нулевой. И не случайно задача нового состава правительства, которое сейчас формируется, как раз повысить эффективность этих бюджетных запланированных трат и добиться на этой основе значимого роста экономики", - рассказал он.
В то же время Валерий Горегляд подчеркнул, что ожидания позитивного эффекта от нацпроектов в целом сохраняются. Сам Центральный банк исходит из консервативных оценок, ожидая в 2020 году ускорения роста экономики до 1,5-2%, в 2021 году до 2,5%, а в 2022 году до 2-3%, что немного ниже оценок Минэкономразвития (до 3,2% в 2022 году). По его словам, прогноз может быть откорректирован в соответствии с эффектом, который дадут дополнительные меры, озвученные в недавнем послании президента РФ. Он напомнил, что по оценке Минэкономразвития, реализация инициатив президента позволит прибавить к росту ВВП 0,3 п. п. уже в 2020 году.
Рост экономики в ближайшие три года, по мнению Валерия Горегляда, будет в значительной степени зависеть от качества реализации нацпроектов. Так в 2019 году – первом из шести лет, заложенных на реализацию проектов, – шло заметное отставание исполнения бюджета, которое выровнялось только к концу года, пояснил он. В результате, общее исполнение нацпроектов составило порядка 88%. "Но мы понимаем, что авральное освоение денег, как правило, дает низкую эффективность", - отметил Горегляд.
Добиться большей эффективности в реализации нацпроектов можно за счет изменения подходов к мониторингу и аудиту работы госуправления. "Требуется трансформация всей системы государственного финансового контроля, - пояснил Валерий Горегляд. - Речь идет о переходе к стратегическому аудиту, когда органы внешнего аудита становятся консультантами и партнерами". Также, по его словам, в связи с переходом на проектный принцип управления необходимо создание и новых форм аудита, в частности основанных на использовании IT-технологий работы с большими данными и предиктивной аналитики. Кроме того, важно использовать потенциал привлечения независимых консультантов, аудиторов и общественности для мониторинга хода реализации нацпроектов, добавил Горегляд.
Новый подход к государственному финансовому контролю необходим, согласна аудитор Счетной палаты РФ Татьяна Блинова. По ее мнению, внутренний аудит главных администраторов бюджетных средств необходимо переориентировать на анализ результатов работы и достижение поставленных целей, в противовес сегодняшнему, в основном, финансовому контролю расходов. Нужно создавать инструмент, который позволит провести оценку результатов деятельности, поиск проблем и путей их решения, отметила она.
Новое видение парадигмы аудита, как рассказала Татьяна Блинова, сегодня формируют три основные задачи: обеспечение независимого аудита, предоставление основанных на аудите рекомендаций, необходимость растить аудиторов будущего, способных использовать аналитику данных, технологии искусственного интеллекта, а также выступать в качестве источников уникального опыта и агентов инноваций, умеющих заглянуть в будущее.
Аудит результативности важный элемент эффективной системы госуправления, без которой невозможно достижение национальных целей развития. При этом проверки Счетной палаты показали, что даже система показателей нацпроектов не в полной мере ориентирована на их цели, не полностью отражает динамику достижения целей, и не может служить основанием для подтверждения результативности целей, говорит Блинова.
Как отметила аудитор, выявленные Счетной палатой риски недостижения результатов нацпроектов в целом являются рисками, присущими самой системе госуправления. Среди них несовершенство нормативно-правового регулирования, низкое качество стратегического и текущего планирования, формальность отчетов, низкий уровень освоения средств. 55% показателей нацпроектов не нашли своего отражения в планах текущей деятельности органов исполнительной власти, привела пример аудитор. Это серьезные проблемы, которые требуют изменения в управлении не столько нацпроектами, сколько в целом в системе госуправления.
В свою очередь руководитель Федерального казначейства РФ Роман Артюхин рассказал, что для реализации новых подходов в контроле за нацпроектами за первый год многое уже сделано. Так Минфином РФ в системе электронного бюджета создана подсистема управления нацпроектами, в которой в полностью оцифрованном виде есть не только сами паспорта, показатели нацпроектов, но и все виды результатов, как в федеральном, так и в региональном разрезе.
По мнению начальника Главного контрольного управления Москвы Евгения Данчикова, трендом этого года станет дальнейшее развитие цифрового ландшафта вокруг нацпроектов, новый толчок которому может дать смена правительства. "Создание единого цифрового ландшафта обеспечит не только прозрачность и прослеживаемость достижения национальных целей, но и разгрузит контролеров и исполнителей, так чтобы контролеры могли выполнять свою задачу, не тормозя само исполнение проектов", - рассказал он. Как пояснил Данчиков, огромному количеству органов было поручено следить за выполнением нацпроектов, это и все силовые структуры, и весь блок финансового контроля. В результате выполнение некоторых элементов блокируется тем, что исполнители все время отчитываются перед новым контролирующим органом, рассказал он.
В основном нарушения, выявляемые в ходе проверок, относятся к сфере бухгалтерского учета, добавил Данчиков. А внедрение информационных технологий позволяет большую их часть избежать - за счет исключения человеческого фактора из рутинных операций, проводки платежей, учета движения средств и так далее.
Как считает Артем Ларин, руководитель группы услуг в области чистых технологий и устойчивого развития аудиторско-консалтинговой компании EY (Ernst & Young), цифровизация действительно может обеспечить функцию по координации всех тех задач, которые ставит государство, их прочтению, и информированию общества о процессе их достижения.