-3 °С
Облачно
Все новости
Разъяснения
15 Марта 2019, 12:28

Право по выбору

Право по выбору

Конституцией Российской Федерации закреплено право на защиту каждого гражданина независимо от обладания каким-либо правовым статусом. Вместе с тем, учитывая определенную специфику военной службы, существуют особенности реализации этого права у военнослужащих.

Так, статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. Это же прописано и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, некоторые права военнослужащих закреплены и конкретизированы в нормах военного законодательства и могут быть ограничены, чем обеспечивается осуществление этих прав в условиях военной службы. То есть военнослужащие обладают не только общими правами, как и все другие граждане, но и специальными, обусловленными прохождением военной службы. Источником последних выступает военное законодательство. Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих установлено право военнослужащих обжаловать неправомерные действия либо бездействие органов военного управления и командиров в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Это право по выбору военнослужащего реализуется в судебном или внесудебном порядке. Причем внесудебный порядок обжалования не лишает военнослужащего его конституционного права на судебную защиту. Внесудебный порядок включает в себя так называемый служебный порядок обжалования, установленный общевоинскими уставами, а также возможность обращения военнослужащих в государственные органы, уполномоченные рассматривать жалобы военнослужащих, членов их семей и других граждан, в том числе в органы военной прокуратуры. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление надзора, в том числе за исполнением законов органами военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Военные прокуроры действуют независимо от командования, органов военного управления и местных органов власти, в строгом соответствии с законами Российской Федерации. При этом рассмотрение и разрешение в органах военной прокуратуры обращений военнослужащих и иных граждан о нарушениях их прав и свобод является важным правовым средством выявления нарушений законов в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц. Органы военной прокуратуры рассматривают обращения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. В письменном обращении в обязательном порядке содержится наименование органа, куда оно направляется, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) военнослужащего, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса личная подпись и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы или их копии. В обращении, поступившем в форме электронного документа, помимо прочего, также надлежит указать адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения. Военнослужащий вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. Необходимо учесть, что в случае, если в обращении не указаны фамилия военнослужащего, направившего обращение, или адрес отправителя, ответ на обращение не дается. Заявитель, либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. Обжалование неправомерных действий (решений) органов военного управления, воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры является важной дополнительной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих и членов их семей.

Читайте нас: