+26 °С
Облачно
Все новости
Из почты редакции
6 Августа 2021, 09:05

Дворянство нашего района

Население Российской империи делилось на 6 сословий. Дворянство относилось к сословию, занимавшему привилегированное господствующее положение вместе с духовенством. Основные государственные должности занимали представители дворянства, они же составляли и костяк верхушки армии и флота. Дворяне делились на потомственных и личных. Личное дворянство отличалось от потомственного меньшим объемом прав. Оно не позволяло владеть имениями и крепостными душами, участвовать в выборах должностных лиц в качестве кандидатов.


Что касается дворян проживавших на территории нынешнего Кушнаренковского района, то здесь проживали только дворяне потомственные. Дворяне – категория служилых людей, история возникновения термина уходит в средневековье и означает «человек с княжеского двора» или «придворный».
Какова же была численность и экономическое положение дворян, живших на территориях, входящих ныне в состав Кушнаренковского района Республики Башкортостан? Первыми дворянскими фамилиями обосновавшихся на «кушнаренковской» земле согласно архивным данным были Топорнины и Воецкие.
В восточных пределах района дворянские имения находились в деревнях Воецком и Таганаево.
История села Воецкое начинается в 1790 году с покупкой уфимским чиновником Павловым у башкир канлинской волости земли, за которую было уплачено 100 рублей. Через три года, в 1793 году братья подпоручик Андрей Григорьевич и капитан в отставке Николай Григорьевич Воецкие покупают у Павловых эту землю уже за 1500 рублей. Но в отличие от Степана Егоровича Топорнина, в имении которого в 1795 году уже числилось 111 крепостных крестьян переселённых из Симбирской, Самарской и Казанской губерний у Воецких долгое время имение оставалось незаселённым.
Воецкие происходят от поляков, перешедших на русскую службу в XVII веке и переведённых на службу на восток ввиду того, что поляки будучи даже православными доверия у правительства не вызывали, по причине их происхождения. Заселение имения купленного у Павловых произошло гораздо позже, где то в начале 1820-х годов. Особенностью имения Воецких было в том, что у них в дворовых числилось 68 человек. Это слишком большое количес-тво слуг для дворянского имения, экономика которых основывалась на крепостном труде, при этом Воецкие активно скупали земли у мусульманского населения соседних деревень. Судя по количеству земельных угодий принадлежавших Воецким, они очень даже нуждались в рабочих руках. На рубеже XVIII и XIX веков Воецкие владели 569 десятинами земли (десятина равна 1,09га / сажень равна 0,045 сотки).
Благодаря помещикам Воецким, близ деревни Воецкое строится лечебное учреждение, названное «Ардольоновской больницей» в честь одного из родственников семьи Воецких. В селе Топорнино работал фельдшерско-акушерский пункт Ардольоновской больницы. Финансовые средства на содержание больницы выделяли сами же Воецкие, а также денежные средства стало выделять земство, но уже в начале XX века.
В конце 1860-х годов дочь Николая Николаевича Воецкого, Александра Николаевна выходит замуж за Никодима Францевича Ляуданского, также как и Воецкие происхождением из поляков. Поместье Ляуданского становится самым крупным хозяйством в округе. Ляуданским в Воецком был построен Винокуренный завод получивший официальный название №24, где вначале производили спирт, а позже водку. Благодаря заводу Воецкое получает статус села, численность населения достигает 575 человек. В хозяйстве Ляуданского имелись механические сенокосилки, паровая молотилка и самое главное – трактор. В 1912 году на средства Чикагской международной компании жатвенных машин, была организована поездка губернских и уездных агрономов в поместье Ляуданского, для ознакомления с работой трактора.
Площадь засеваемых земель составляла 1550 десятин только в Воецком. Еще 849 десятин засевались на территории нынешнего Кармаскалинского района (2615 гектаров). Сведения за 1895 год.
Небольшое помещичье имение находилось и в деревне Таганаево, где 380 десятинами земли владел дворянин Тихан, у которого числилось 6 крепостных на двух дворах и 11 дворовых.
Село Бардовка (Танидель) основано в 1742 году прапорщиком А.И.Бардовским. Собственниками имения в XIX веке значатся уже Брудинские. Купил ли один из Брудинских имение или перешло в результате заключённого брака с наследницей Бардовского на данное время неизвестно.
По архивным документам от 1874 года, отставной поручик Дмитрий Брудинский владел 3256 десятинами 1510 сажнями удобной и 78 десятинами неудобной земли. У бывших крепостных крестьян Брудинских перешедших после отмены крепостного права во временнообязанное положение указаны 272 десятины 1200 саженей удобной земли.
Самым богатым по сравнению с остальными помещиками на начало XIX века были дворяне Топорнины переселившиеся из Симбирской губернии. Степан Егорович Топорнин, правительством наделяется землёй в Уфимском уезде Оренбургской губернии, вдобавок к которым прикупает земли у ахметовцев. В начале XIX века Топорнины вынудили жителей деревни Стрижевой переселиться в Тарабердино, а на месте этой деревни возникла Александровка 2-я, жителей деревни Дюсметьево, находившейся вблизи деревни Андреевка принудили переселиться в Бакаевскую волость. Непонятно только о какой Андреевке идёт речь – той, которая находилась на реке Агидель (Белой) или той Андреевке, которая ранее называлась Софиевка и находилась южнее современного села Кушнаренково по Чишминской трассе.
Имение Топорниных состояло из следующих населённых пунк-тов: Степановка, Чистопольское, Александровка 1-я, Александровка 2-я, Дмитриевка, Николаевка. В 1870-е годы все эти деревеньки разрослись и объединились в одно большое село – Топорнино, Калиновка-Нагаткино (ныне составная часть села Тарабердино), Софиевка (Софийское поле) и Андреевка. Крепостных крестьян в конце XVIII века переселили из Симбирской, Самарской, Казанской губернии. Последнюю группу крестьян в 1812 году переселили из Саратовской губернии. Таким образом на берегах реки Агидели (Белой) оказались следующие семьи в большинстве своем проживающих в селе и в настоящее время: Александровы, Алексеевы, Андреевы, Андрияновы, Архиповы, Афанасьевы, Бордуковы, Васильевы, Викторовы, Власовы, Гавриловы, Григорьевы, Давыдовы, Дементьевы, Денисовы, Дмитриевы, Евграфовы, Евстегнеевы, Егоровы, Емельяновы, Емсины, Ермолаевы, Ефимовы, Жукины, Захаровы, Ивановы, Игнатьевы, Ипатовы, Кириллины, Корниловы, Кузьмины, Ларионовы, Лукьяновы, Макаровы, Максимовы, Мартьяновы, Матвеевы, Михайловы, Назаровы, Нефёдовы, Никифоровы, Николаевы, Павловы, Петровы, Романовы, Савельевы, Симоновы, Семёновы, Спиридоновы, Сергеевы, Степановы, Трофимовы, Федотовы, Филипповы, Фёдоровы, Чирковы, Яковлевы. Все эти фамилии значатся в документах 1862-1863 годов как временнообязанные крестьяне и дворовые бывшие крепостные дворян Топорниных, кроме того в документе от 1863 года старостой деревень Покровское и части деревни Александровка, принадлежавших до отмены крепостного права Александру Андреевичу Топорнину назван Лобанов Егор Михайлович.
Поместье (имение с барской усадьбой) Топорниных относилось к типу помещиков средней руки. Богатые помещики владели тысячами крестьян, тогда как у Топорниных количество крепостных даже к середине XIX века составляло чуть более 500 человек. Тем не менее, Топорнин Андрей Степанович после окончания Отечественной войны 1812-1815 годов решил возвести в своем поместье дом, построенный из кирпича, благо, что на территории имения были найдены глины пригодные для производства кирпича. Заложили дом на самой высокой точке горы, так, кстати, оказавшейся во владениях Топорниных. Для строительства помещичьих усадеб выбирали, если была такая возможность, возвышенности для того чтобы хозяйский дом крестьянам был виден издалека и чтобы они всегда знали и пом-нили кому они принадлежат и для кого они день и ночь работают. Ну а помещик, выходя на балкон своего дома, мог бы видеть свои владения и видеть, как трудятся крестьяне.
Нужно отметить и то, что дворяне, несмотря на то, что являлись самым привилегированным классом страны, все же делились на несколько разных групп отличавшиеся друг от друга своим экономическим и социальным положением. Самую низшую ступень занимали дворяне, которые не отличались по своему положению от крестьян, сами обрабатывая свои небольшие земельные участки. Во вторую категорию относились дворяне, владевшие небольшим количеством крепостных и, как правило, постоянно жившие в деревне. Дома и быт этой категории дворян почти не отличалась от крестьянского быта. Третья категория дворян владевших крепостными до 100 душ относились к категории мелкопоместных и также как и первые две категории жили в деревнях, но в отличие от первых могли находиться и на государственной службе, занимая, как правило, самые низшие чиновничьи должности. Топорнины входили в категорию дворян среднего достатка.
Количество пашенных земель Топорниных составляла 1262 десятины 439 саженей (1378 гектаров 785 соток), сенокосов – 611 десятин 540 саженей, сенокосов в дровяном лесу – 86 десятин, леса – 223 десятины 480 саженей, леса на болоте – 35 десятин 720 саженей, под строениями, огородами, гуменниками (место для молотьбы, веяния и хранения зерна), конопляниками – 19 десятин 1628 саженей, под церковью и кладбищем – 672 саженей, бечевником на реке Белой (полоса берега реки для людей и лошадей, тянущих судно, место для причала или пристани) – 80 десятин 1200 саженей, под болотами – 6 десятин 1680 саженей, под реки, речки и пруды занимали 14 десятин 2100 саженей территории и 9 десятин 300 саженей приходились на дороги, тянущиеся по территории имения. Общее же количество удобной и неудобной земли принадлежавшей Топорниным составляло 2307 десятин 159 саженей.
Согласно Сенатскому указу 1754 года «О допущении к подрядам на поставку вина одних помещиков, и о возбранении курить вино другого звания людям» просуществовавшего до опубликования Положения о питейном сборе и введения акцизной системы в 1861 году, а также «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства» от 1785 года в которых дворянство Российской империи получала права на открытие различного рода производств по выпуску промышленных изделий, добычу полезных ископаемых и право вести торговлю продукцией производимой в имении кроме вывоза за границу. Топорнины также пытались наладить производство в своих имениях, где открыли винокуренный, поташный (производство древесной золы для использования в кожевенном производстве, мыловарении) и кожевенные производства находившихся в сельцах Степановка и Андреевка. Согласно архив-ным документам от 1841 года было произведено 2500 пудов товара, из которых 500 пудов на сумму 3 тысячи рублей было вывезено, но уже в 1842 году какие-либо сведения о данных предприятиях нигде не приводятся. Вероятнее всего то, что все эти предприятия были ликвидированы, так как ни в одном документе за последующие 20 лет перед отменой крепостного права, о каких либо предприятиях принадлежавших Топорниным не упоминается. А вот в документах периода отмены крепостного права есть сведения о том, что владельцы тех имений, где находились все эти предприятия, оказались в долгах перед ссудными учреждениями Оренбургской губернии. Топорнин Александр Андреевич в 1854 году в Оренбургском приказе получил ссуду в размере 14080 рублей на 26 лет с залогом 2576 десятин 842 саженей земли и 176 крестьян сельца Покров-ское, деревень Александровка и Чистопольское. Долг Топорнина А.А. за 1861 год составил 12554 рубля 18 копеек. Вот почему Александр Топорнин и принял решение продать имение кунгурскому купцу Грибушину М.И. Екатерина Андреевна фон Фок в 1852 году получившая ссуду в размере 3240 рублей в Государственном банке Россий-ской империи, также оказалась неплатёжеспособной с долгом в 2221 рубль 25 копеек и вынуждена была передать имение в казну со списанием с неё долга. Если в вышеназванных имениях продолжали работать приносящие доход предприятия, то владельцы не оказались бы в таком затруднительном финансовом положении приведшей потере ими имений.
Имение Топорниных начало дробиться ещё при жизни Андрея Степановича Топорнина, который выделил сельцо Андреевку вышедшей замуж за декабриста Александра Александровича фон Фока Екатерине и сельцо Калиновку (западная часть нынешнего Тарабердино) передал дочери Вере, вышедшей замуж за родственника писателя Аксакова, Александра Нагаткина (отсюда и второе название Калиновки – Нагаткино).
После смерти Андрея Степановича в 1847 году имение делится между остальными детьми.
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года стало для Топорниных событием, в корне изменившим привычный уклад жизни, они не сумели вписаться в новые условия диктуемые отменой крепостного права. Большая часть земель Топорниных к концу 1870-х годов перешла в руки Грибушина. Мария Михайловна Топорнина владевшая землями в сельце Николаевке оставила духовное завещание, по которой все свои земли передала бывшим своим крепостным крестьянам. Топорнины же посвятили себя государственной и военной службе.
Полина Варфоломеева.
Источники: Кушнаренков-ский историко-краеведческий музей.

Автор:Фангия Низаева
Читайте нас: