-4 °С
Снег
Все новости
Общие статьи
3 Января 2020, 12:50

История одного медальона

История одного медальонаВ роду было пять муфтиев – Ихсановых, все выходцы из деревни Гургуреево Кушнаренковского района.Ныне действующий священнослужитель (теолог Ислама) – представитель этой славной фамилии Фауль-хазрат Ихсанов. Ему и достались по наследству священные реликвии – медальон муфтия Самигуллы Мухаметфаязовича, на лицевой стороне которой написано «Аллах», а на тыльной 786, что означает «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», и старинный Коран в кожаном переплете.

История одного медальона
В роду было пять муфтиев – Ихсановых, все выходцы из деревни Гургуреево Кушнаренковского района.
Ныне действующий священнослужитель (теолог Ислама) –
представитель этой славной фамилии
Фауль-хазрат Ихсанов. Ему и достались по наследству священные реликвии – медальон муфтия Самигуллы
Мухаметфаязовича, на лицевой стороне которой написано «Аллах»,
а на тыльной 786, что означает «Во имя Аллаха Милостивого,
Милосердного»,
и старинный Коран
в кожаном переплете.
Уважаемому Фауль-хаджи исполнилось 75 лет. Треть своей жизни он посвятил созданию в Уфе музея «25 пророков Аль-Коран». Об уникальной стройке этого объекта чуть позже, а начнем с архивных поисков сведений из биографий предков Ихсановых.
Как свидетельствуют данные ЦГА РБ, Самигулла Мухаммад Фаяз улы Ихсанов родился в Гургуреево в 1848 году. Построил двухэтажную мечеть. После его праведной кончины заветный медальон муфтия и рукописный Коран перешел по наследству к сыну.
Шейхидулла Самигулла улы (род. в 1885 году) продолжил дело отца – служил в фамильной мечети. В пору богоборчества, 24 декабря 1918 года красноармейцы арестовали его прямо в доме Аллаха. Увезли, расстреляли, три дня не выдавали тело родным для захоронения. Коран сохранила дочь его помощника – почтенная Кафия-апай.
Медальон и Священная книга достались Мухамедзаки Шайхидулла улы. Он был человеком военным, служил в пожарной охране. В советские времена о восстановлении духовных традиций семьи было опасно даже мечтать. К тому же сын его Фауль пошел по инженерной стезе. Сначала закончил Уфимский авиационный институт по специальности «Авиационные двигатели», потом пошел на «Прикладную социологию». В 1971 году Мухамедзаки вручил сыну духовные ценности с наказом: будешь строить на нашем участке земли Божий дом. На личные деньги. Ни копейки со стороны!
Фауль-хаджи выполнил завет, но избрал еще более сложный путь: он закончил Исламский университет и построил в столице Башкортостана уникальный, не имеющий аналогов в мире духовный центр музей «25 пророков Аль-Коран». Об этой беспримерной стройке на южном выезде из Уфы написано сотни статей, ведь с первого колышка было ясно – предстоит титанический труд.
По существу за 12 лет затапливаемая низина, где некогда в разлив Демы и Белой плавали на лодке, превратилась в полуостров. Отсыпку оврага вели денно и нощно, укладывали под землю трубы для сброса воды. Плотину прорывало, но Ихсановы настойчиво, пядь за пядью отстаивали территорию под будущее сооружение. Говорят, что для подъема насыпи высотой в 35 метров потребовалось пять миллионов КАМазов грунта! Я было усомнилась в объемах «тела» полуострова, но после убедительных сравнительных инженерных расчетов, приведенных Фауль-хаджи, сомнения отпали.
Финансировали строительство по отцовскому слову: продавали движимое и недвижимое имущество. От ручного труда добровольцев не отказывались. С молитвой работалось дружно. Многие горожане, знакомые, коллеги бывшего научного сотрудника Башкирского филиала Академии наук СССР Фауля Ихсанова и вовсе люди с улицы поддержали благочестивый почин. Приходили семьями. Кто брал в руки лопату, кто раствор каменщикам подавал, а кто и шурпу в казане на всех варил.
Потрудился на духовном объекте и Верховный Муфтий ЦДУМ России Талгат Таджутдин. В благословение богоугодных трудов он заложил кирпичики в кладку стен рука об руку с 85-летней Зайнаб Набиулловной – матерью Фауль-хазрата.
Когда строение стало обретать формы, возник вопрос о его статусе. Решено было создать не просто музей, а духовный комплекс, ведь параллельно строительству, изучению родословной, запросам в архивы, Ихсановы составляли интересные просветительские проекты.
По сути, рассуждает Фауль-хаджи, Уфа и регион испытывают туристический бум. Есть множество развлекательных заведений, культурных учреждений, отлаживается индустрия гостеприимства. В этой мозаике недостает духовной составляющей. Нишу может достойно занять музей «25 пророков Аль-Коран».
Так родилась идея собрать коллекцию картин «Культовые здания мировых религий». Известные художники Башкортостана выполнили заказ на 45 полотен. Экспозиция стала достоянием не только музея «25 пророков Аль-Коран», но и всего региона. Выставка несколько лет была на правах сафари – путешествовала по столичным площадкам, гостила в районах. В год 100-летия РБ восемь ее масштабных работ Ихсановы передали в дар Национальному музею республики.
Вообще в созданном Фауль-хазратом духовном центре музей «25 пророков Аль-Коран» собрано более 500 исторических, исламских, семейных раритетов, подарков, священных реликвий со всего света. По их происхождению можно писать трактаты о паломничестве, благотворительности и межконфессиональному взаимодействию.
Мусульманские праздники здесь принято отмечать в братском общении с представителями христианства и иудаизма. Главный раввин РБ Дан Кричевский как-то дал Фауль-хаджи дельный совет – соорудить удобную входную группу к зданию и поинтересовался приемлемой формой поддержки. Совет был принят, от финансовой помощи отказались и вскоре взялись за благое дело.
Теперь по обе стороны от красивого входа в музей установлены колонны, в которые вмонтированы камни, привезенные из Иерусалима и с горы Арафат. Название музея «зашифровано» арабской вязью под куполом здания: по часовой стрелке читаются имена 25 пророков, отлитые из металла.
Профессионально оформленные витрины с антикварными изделиями, стенды, коллекции утвари, даров от благодарных гостей из Англии, Индии, Египта, Японии, Китая, Турции, стран СНГ – все это требует внимательного рассмотрения и одухотворенного восприятия.
Экскурсоводами здесь выступают сам создатель комплекса Фауль-хазрат и его супруга Назира-ханум. Посетители с пониманием относятся к тому, что, вопреки общепринятым стандартам, на этой экскурсионной территории нет киосков с чебуреками и кофейных автоматов, ведь духовная пища сама по себе питает человека.
Нашу республику уже отметили визитами тысячи участников евразийских форумов, фестивалей. В ближайшие год-два событийный календарь Башкортостана наполнится еще больше. Есть чем гостей порадовать, удивить. Но, как говорят путешественники со стажем, главное не в том, что видел, чем полакомился, что купил на память, а то, что понял и узнал в новом регионе.
Как принято в исламском мире, негоже сразу выкладывать все игральные кости на поле. Пусть сафари сам войдет под своды музея «25 пророков Аль-Коран», подышит его воздухом, познакомится с экспонатами и испытает радость от встречи с добрым и вечным.
Галина САЛИХОВА.
Фото автора и из архива музея «25 пророков Аль-Коран».
Читайте нас: