Cоседка попала в неприятную историю. Ей позвонили из поликлиники и сказали, что лечащий врач перепроверил ее последние анализы — и они оказались очень плохими. Якобы это начало онкологии.
Пока она переваривала эту ужасную новость, с ней связался заместитель главврача и сообщил, что сейчас идет запись на программу лечения по ее диагнозу. Ее готовы взять, но с решением нужно торопиться, так как всего десять человек набирают. Да и в ее ситуации вообще тянуть нельзя. Но лечение платное и недешевое — пятьдесят тысяч надо перевести сразу, чтобы закрепить за собой место.
Было еще много подробностей — какие анализы досдать, какие документы приготовить, какие вещи собрать для госпитализации. Вдобавок врач был очень учтив, убедителен, готов ответить на любой вопрос. В итоге соседка решила, что это ее шанс на спасение. Даже не посоветовавшись с родными — «зачем их беспокоить» – перевела всю сумму по номеру телефона, который ей продиктовал собеседник.
Позже соседка долго и безрезультатно пыталась связаться с этим замом главврача по номерам, с которых ей звонили — но трубку никто не брал больше. Обратилась в свою поликлинику, где ей сказали, что у них нет никаких платных программ и все результаты с пациентами обсуждаются во время приемов, а не по телефону. Стало ясно, что ее обманули.
Успокаивало ее только то, что никакой онкологии на самом деле нет. Она даже специально сдала на всякий случай анализы. Но потерять столько денег, конечно, обидно — сумма для пенсионерки очень большая.
Елена Борисовна, Москва
Схемы обмана часто строятся на том, чтобы вызвать у человека сильные эмоции, — тогда он теряет бдительность и готов следовать любым инструкциям. Мошенники выбрали особенно чувствительную тему — здоровье, речь шла буквально о жизни и смерти. И времени на раздумья не было.
Звонки от имени медработников в основном рассчитаны на пожилых людей, которые чаще обращаются за медицинской помощью и обычно более доверчивы.
Мошенники могут пользоваться утечками данных из поликлиник, больниц и лабораторий. Называть реальные диагнозы, использовать имена знакомых пациенту врачей. Но это необязательно — нередко обманщикам бывает достаточно сказать, что жизнь человека в опасности и необходимо срочное лечение. Тем более что у пожилых людей почти всегда есть проблемы со здоровьем.
Если вам сообщают тревожную информацию по телефону, всегда стоит ее перепроверить. Неважно, откуда вам звонят — из больницы, банка, налоговой службы, городской администрации, полиции или других учреждений. Найдите номер горячей линии на официальном сайте организации и выясните, действительно ли с вами связывались.
Стоит помнить, что банки ничего не компенсируют, если человек поверил аферистам и сам перевел им деньги — остается только обращаться в полицию.
Эксперт «Финансовой культуры".